МОТОБУ КЭМПО

Свежие записи

Из книги Марка Бишопа «Zen Kobudo: Mysteries of Okinawan Weaponry and Te», 1996

22 сентября 1974 г. Сэйкити Уэхара, Сэйтоку Хига, сын Хига — Киёхико, а также некоторые ученики Уэхара вместе с представителями других ветвей додзё Уэхара провели историческую демонстрацию своего искусства под названием «Первое Эмбу Мотобу Удун-ди».

Далее »
Из книги Марка Бишопа «Okinawan Karate: Teachers, Styles and Secret Techniques», 1999

Свое происхождение Мотобу Рю ведет от Мотобу Удун-ди (Motobu Udun-di или Motobu Udundi), стиля БИ, который принадлежал аристократическому семейству Мотобу, передававшегося в нем на протяжении 11 поколений через главных наследников (старших сыновей).

Далее »
Ирими в Мотобу Удун ди

Ирими, в нашем стиле Мотобу Удун ди, означает примерно следующее: «уклонение от атаки противника с помощью входа в «мертвое пространство» противника с одновременным контрвоздействием на него».

Далее »

Интервью с Сэйкити Уэхара (Motobu Udun-Di)

Сэйкити Уэхара (Motobu Udun-Di)

Сэйкити Уэхара, 1904-2004

(Огромное спасибо за перевод с английского Clover)

Данная статья была написана Richard Florence после нескольких его бесед с сенсеем Uehara Seikichi.

Эта статья под названием «An Interview With Uehara Seikichi on The MotobuRyu UdunDi Bujutsu» была впервые опубликована в журнале «Asian Martial Arts» (Volume 5, Number 3) в 1996 г.

Данная статья Richard Florence о Motobu Udun-di является единственной статьей иностранца, которая одобрена сенсеем Uehara Seikichi.

Введение

О современных стилях каратэ и кобудо написано уже столь много, что у многих людей могло сложиться впечатление, что в старину каратэ и кобудо были именно такими, какие они сейчас, и вообще, БИ на Рюкю сильным разнообразием не отличались. Например, об одном из старейших видов окинавских БИ, которое называется «Тэ», или на окинавском диалекте – «Ти»/«Ди» на английском языке информация практически отсутствует.

Вообще говоря, Тэ переводится, как «Рука», и это БИ было предтечей каратэ. Со временем Тэ, которое основывалось на различных методах «Пустой руки» китайских БИ, стало известно, как «Кара Тэ», что китайскими иероглифами означало: «Китайская императорская династия Тан» (* эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества, поэтому в древности среди стран Дальнего Востока этот период Китая считался эталонным (и все, что было создано в тот китайских период, считалось просто «супер-пупер»), на который следует ориентировать свои государства для их процветания) + «Рука». По мере своего развития Тэ приобрело различные стилистические различия в регионах, располагавшихся вокруг старой столицы Окинавы, г.Наха. Самые крупные стили из них стали называть Сюри Тэ, Томари Тэ и Наха Тэ. Из этой главной стилистический триады произошли другие позднейшие стили, которые нам известны сегодня, как, например, Годзю Рю, Сито Рю, Сёрин Рю и Исин Рю и др., которые, в свою очередь, раздробились в последующие многочисленные интерпретации.

Возможно, не все знают, что Тэ по-прежнему преподается на Окинаве. Motobu-ryu Udun-di остается практически неизменным, его преподает 92-летний глава этого стиля, Уэхара Сэйкити, который начал изучать его еще в далеком июле 1916 г. Motobu Udun-di является стилем БИ, который из поколения в поколение передавался в рюкюской королевской семье. Каратэ является видоизменением от Тэ, а Motobu Udun-di представляет собою почти то же самое Тэ без изменений. Motobu Udun-di долгое время существовал полностью закрытым от общественности, и он по сей день сохраняет свою стилевую уникальность.

Motobu Choyu (1857-1927)

Сразу после осуществления японским правительством политики «Haihan Chiken», «Семье Мотобу… пришлось «смириться» (* во всяком случае — сделать вид) с новыми японскими порядками. Motobu Choyu, глава рода Мотобу на тот момент времени, получил компенсацию (*за утрату своих социальных привилегий) в виде участка земли, согласно реформ, осуществленных в соответствии с политикой Haihan Chiken. Но всю, полученную от японского правительства землю, Motobu Choyu роздал своим соседям. В собственности у Motobu Choyu остался только большой дом в Сюри и участок размером примерно 3,3 квадратных метров на кладбище. Но он отдал и эту землю.». (Uehara, 1 октября 1992; 24) Примерно в то же время Motobu Choyu открыл свое додзе в г.Наха.

В 1924 г., Motobu Choyu стал соучредителем и руководителем общества по содействию развитию Okinawa Tode (яп. — Каратэ; окинавск. — Туиди), которое размещалось в районе Nami no Ue (* приморский район с одноименным храмом), г.Наха. Целями создания общества было обсуждение и популяризация Тодэ, а также других видов окинавских БИ. Членами этого общества были Mabuni Kenwa, Miyagi Chojun, Motobu Choki, Kyan Chotoku, Oshiro Chojo и Yabu Kentsu. В 1929 г., т.е. примерно через 3 года после кончины Motobu Choyu, Общество Okinawa Tode распалось, в основном, из-за отсутствия интереса, поскольку бывшие члены предпочли их собственные пути.

Ранние годы Uehara Seikichi

Уэхара Сэйкити родился 24 марта 1904 года в районе Oroku, г.Наха, (недалеко от современного международного аэропорта, открытого в 1933 г.). Сэйкити был пятым из семерых сыновей его отца, который был ремесленником — производителем мисо (соевая паста) и соевого соуса. Когда Сэйкити учился в шестом классе, для его семьи настали тяжелые финансовые времена. Его отцу пришлось распродать все, за исключением одной маленькой мастерской по переработке сои. Семья настолько нуждалась в деньгах, что Сэйкити был вынужден оставить учебу в школе и начать ходить по домам, предлагая купить мисо и соевый соус.

Однажды, когда Сэйкити было всего около 12 лет (в 1916 г.), он увидел как парень, лет 17-18, отнимает деревянное ведро с мисо у его брата. Сэйкити вступился за брата, но был жестоко избит.

После этого случая, Сэйкити серьезно задумался над тем, что он совершенно не умеет постоять за себя в жизни, поэтому решил пойти учиться Тодэ, но не знал как это сделать. В те времена учителя БИ учили у себя на дому и принимали в ученики только по рекомендациям, а у Сэйкити не было никого, кто бы мог дать ему такие рекомендации.

Как Сэйкити Уэхара искал учителя

«Я обдумывал разные способы, чтобы попасть в ученики к какому-нибудь учителю Тодэ», — писал Уэхара в своей книге. Когда я узнавал, что какой-либо человек был мастером Тодэ, я начинал ходить за ним по пятам, пытаясь обратить его внимание на себя и как-то с ним потом познакомиться. Например, как-то раз один из мастеров Тодэ остановился на улице, чтобы рассмотреть афишу с каким-то фильмом, который должен был показываться в кинотеатре г.Наха. Сейкити прошел рядом с ним, и как бы невзначай, толкнул его. Мастер Тодэ конечно же недовольно оглянулся, и увидев 12-летнего мальчика, спросил его, чего он тут отирается. Сейкити извинился, а затем сказал, что он слышал, что этот господин является известным мастером Тодэ, и он очень хотел бы учиться у него. Тогда мастер Тодэ сказал Сэйкити, что он может прийти в его дом, чтобы заниматься. Однако, ожидания Сэйкити от этой учебы не оправдались. После 3 месяцев хождения в дом мастера Тодэ Сэйкити потерял терпение и решил искать другого мастера.

В июле того же 1916 г., Сэйкити узнал о мастере Тёю Мотобу, которому тогда уже было около 65 лет. Сэйкити собрался повторить свой «фокус», когда мастер Тёю Мотобу рассматривал афишу с фильмом, который должен был демонстрироваться в театре «Taisho Gekijo». Но тут все обернулось очень неожиданно для Сэйкити: «когда я попытался толкнуть его, то был внезапно пойман за запястье… Было очень больно. Я даже не успел понять, как это произошло».

«Я видел, что вы специально собирались меня толкнуть», — сказал ему строго Тёю Мотобу. «Это некрасиво». Однако, несмотря на сказанное старым мастером, Сэйкити чувствовал, что он, на самом деле, не сердится, ведь, сказав это, Тёю улыбнулся. «Зачем вам понадобилось меня толкать?», — спросил Тёю Мотобу.

И Сэйкити решил рискнуть, высказав дерзкую мысль: «Я слышал, что вы сильнейший Буси на Окинаве, и хотел проверить, так ли это».

«А, так, вы решили убедиться в этом?»

И Тёю Мотобу предложил Сэйкити попробовать еще. Сэйкити попытался снова толкнуть Мотобу, но не смог даже покачнуть его. «Мне казалось, что он просто «прирос» к земле… Я минут 5 пытался как-то сдвинуть его с места». И полностью выбившись из сил, продолжает Сэйкити: «я уселся на землю и с жалостливым видом стал канючить у Тёю Мотобу, чтобы он взял меня в ученики».

И Тёю Мотобу согласился (в июле 1916) обучать Сэйкити в своем доме в районе Tsuji-Мachi, который находился около Kumemura. Тёю Мотобу тренировал Сэйкити иногда по утрам, но чаще — по вечерам, обычно в малолюдном месте, таком, как кладбище («hara»; теперь на этом месте располагается Ginowan Convention Center Beach) в том же в районе Tsuji. На вечернюю тренировку, кроме Сэйкити, приходило множество и других учеников, которые практиковались в т.ч. и в парах. (Uehara, 1 октября 1992; 74)

«Однажды, примерно через полгода (где-то в январе 1917 г.), как я начал заниматься у Тёю Мотобу, он спросил меня: «Уэхара, вы действительно хотите изучать БИ?» Я ответил, что – да, конечно. «Вы готовы учиться всему тому, что я вам покажу и расскажу?» В тот момент я понял, что мастер Мотобу решал, стоит ли меня серьезно обучать. Я ответил — да. И с этого разговора началось мое реальное [shugyo] обучение». (Uehara, 1 октября 1992; 85)

Сэйкити Уэхара становится наследником Тэ

Шло время, Сэйкити Уэхара продолжал учиться у Тёю Мотобу. Затем, в какой-то момент времени, перед Мотобу остро встал вопрос о правопреемнике его стиля. У него было трое сыновей: Chomei, Chomo и Choshun, двое младших из которых уехали в Японию и возвращаться на Окинаву (* «в глушь, в Саратов») не намеревались, а старший сын, Chomei, умер еще в раннем детстве. Поначалу Тёю Мотобу очень надеялся, что его второй сын, Chomo (яп. — Choshige), станет наследником Мотобу Удун-ди. Однако, Chomo Удун-ди не интересовал, он уехал работать в Японию, в префектуру Вакаяма.

«Сенсей старел, и по мере его старения положение становилось все более отчаянным — ему некому было передать будзюцу своих предков. Он взял меня в обучение, хотя мне было всего 12 лет, чтобы решить именно эту проблему. Он принял компромиссное решение — сделать полную передачу своего будзюцу человеку, который не был членом его семьи, чтобы он впоследствии все-таки смог обучить ему его сына. В то время у сенсея было несколько учеников. Но он выбрал именно меня, вероятно потому, что я был моложе всех.» (Uehara, 1 октября 1992; 24)

В 1924 г. (т.е. после 8 лет обучения у Тёю Мотобу), Сэйкити Уэхара, согласно «условиям контракта» с Тёю Мотобу, отправился в Японию, в префектуру Вакаяма, чтобы преподать методы Мотобу Удун-ди его второму сыну, Chomo. С этой целью Уэхара провел 6 месяцев в Вакаяма. «На обратном пути на Окинаву, после того, как я закончил обучение «Нomo» [домашнее прозвище Chomo, которое переводится, как «Тигриный хвост»] Удун-ди, я заехал к Kenbun Uechi, основателю стиля каратэ Уэти-рю, который также проживал в префектуре Вакаяма. Мне нужно было выполнить поручение моего сенсея — передать Kenbun Uechi письмо. После вручения мною письма, Kenbun Uechi предложил мне погостить в его доме некоторое время. Я согласился и оставался у него около недели. Во время моего пребывания в гостях в доме Uechi я продолжал практиковаться в Удун-ди. И я заметил, что Kenbun Uechi попытался проследить за моими методами [shiru], которые я практиковал. Перед моей практикой Uechi тщательно разглаживал метлой песок, который покрывал площадку для занятий. И мне сразу вспомнились слова моего сенсея, который говорил, что мастера иногда пытались распознать стратегию действий других bujutsuka по следам от перемещений, оставленным ими на песке. Поэтому я упражнялся таким образом, чтобы Uechi не смог разобраться в моих следах на песке. Кроме того, мой сенсей многократно говорил нам: «никогда не повторяйте одну и ту же технику несколько раз, если тренируетесь в присутствии посторонних людей (* то же самое делал Хохан Сокен с Тайра), потому что раскрытие своих техник, потенциально, может стоить вам жизни». (Uehara, 1 октября 1992; 92).

«Потом случилось непредвиденное, сын Тёю Мотобу, Chomo погиб во время одной из бомбардировок Осаки во время второй мировой войны, и т.о., я опять превратился в правопреемника Мотобу Удун-ди.» (Uehara, 1 октября 1992; 28).

Когда Сэйкити исполнилось 22 года (1926), он стал серьезно задумываться над тем, чем он будет зарабатывать себе на жизнь. 24 декабря 1926 г., в поисках заработка он поехал в столицу Филиппин, Манилу, к одному из своих братьев, который работал там в артели по изготовлению манильских тросов (старое производство тросов в Маниле — фото 1, фото 2). При прощании с сенсеем в день отбытия, Тёю Мотобу вручил Сэйкити Makimono Motobu-ryu (другое название – menkyo — свиток с наставлениями, который являлся своего рода одобрением на преподавание) . Makimono cенсея Тёю Мотобу представлял собою свиток со стихами, и по сути, означал лицензию на преподавание (menkyo) или сертификат о знании cтиля (menkyo-kaiden).

В начале 1941 г. Сэйкити Уэхара был призван на Филиппинах в японскую императорскую армию. (Истории о том, как Сэйкити Уэхара воевал против филиппинских партизан во время войны – из этой публикации удалено. Вторжение японцев на Филиппины началось через 10 часов после бомбардировки Перл-Харбора, 8 декабря 1941) Уэхара смог вернуться на Окинаву только в марте 1947 г., т.о., счастливо избежав печальной участи многих окинавцев при кровопролитных боях битвы за Окинаву. (*3 ноября 1951 г. Уэхара открыл свое додзе в районе Ginowan (в те времена — пригород) г.Наха.)

После смерти наследника семейного стиля Мотобу Удун-ди Chomo Motobu, перед Уэхара встал вопрос, что же дальше делать с этим наследием Мотобу. «Мой сенсей Тёю Мотобу заявил мне: «наш бугей является личной собственностью рюкюской королевской семьи, поэтому он не подлежит разглашению лицам, не принадлежащим к королевскому дому». Поэтому я долгие годы не решался предавать его гласности для широкой общественности. Я мог умыть руки в этом деле, решив, что с полной передачей этого искусства Chomo Моtobu, моя миссия была полностью выполнена. Я никак не рассчитывал, что, к моему сожалению, Chomo Motobu погибнет во время одной из бомбардировок Осаки, и я вновь стану единственным правопреемником Мотобу Удун-ди». Но, в результате долгих раздумий: «я понял, что мне будет чрезвычайно жаль, если это прекрасное будзюцу бесследно канет в лету, потому я решил открыть его для широкой общественности. К этому решению я пришел уже в конце своей жизни, где-то к 1970 г. (в 66 лет)». Однако при этом, Сэйкити Уэхара, к своему стилю Мотобу Удун-ди, изученному им у Тёю Мотобу, добавил еще и некоторые методы из «стиля» сводного брата Тёю, Тёки Мотобу, назвав в результате эту «смесь», как «Моtobu-Ryu». Однако, Сэйкити Уэхара выразил желание, чтобы при упоминании его стиля на английском языке, он назывался, как «МоtobuRyu Udun Di», потому что такое полное название более точно определяет этот вид окинавского БИ.

В 1964 г. Сэёкити Уэхара продемонстрировал Мотобу Рю Удун-ди, в рамках представления окинавской культуры, на ежегодном Фестивале, проводящемся в префектуре Кумамото. В 1969 г. Сэёкити Уэхара учредил ассоциацию «Motobu-ryu Udun-di Kobujutsu*» (* Кобудзюцу здесь в смысле — Koryu), которую позднее он (Ryūkyu oke Hiden Motobu Udonde (琉球王家秘伝武術本部御殿手)) зарегистрировал в качестве члена в Nihon Kobudō Kyokai (* в списке членов – см. № 65). Уэхара Сэйкити также являлся президентом Okinawa Karate Kobudo* (* Koryu) Renmei, а также советником Okinawa Prefectural Karate-do Federation.

8 августа 1988 г. (Слева-направо) Hoshi Kunio (Yagu Shingan Ryu, Soke), Uehara Seikichi (Motobu Udondei Ryukyu Kobujutsu, Soke), Hanawa Rokutaro (Nippon Budokan CEO), Tsumaki Seirin (Tamiya-Ryu, Soke), Koyama Hideo (Bokuden Ryu, Soke), Kato Isuke (Tennen Rishin-Ryu, Soke), Nemoto Heizaburo (Muhitmuteki Ryu, Soke)