Interviews with Respected Elder Bushi, Choki Motobu Regarding Real Self-Defense — (Jissen) Episodes
Ryukyu Shimpo, 9, 10, 11 November 1936
Собрание Wakukawa Seiei, Архив префектуры Окинава
Перевод с японского Kiko Asai Ferreira
Редакция Naoki Motobu и Peter M. Kobos
(Огромное спасибо за перевод с английского Clover)
Как мне известно, в старину, мастер Maцумора вместе с некоторыми другими людьми из Томари ходил по ночам в Katabaru (* точнее Kotabaru – местечко на побережье моря, где с древности вываривали морскую соль), где упражнялись при свете ясной Луны, подолгу, до самого рассвета. Там они тренировались до такой степени утомления, что почти не чувствовали своих ног и спин. Они уставали так, что еле доходили до дома. И иногда, засыпали прямо у порога дверей дома, не в силах войти в него и лечь спать нормально. Вот, как тяжело тренировались люди в былые времена. Они практиковались и в ката, и в кумитэ. Как в старые времена преподавалось каратэ? Занятия проходили только в доме сенсея, чтобы никто из посторонних не мог подсмотреть за тренировками (* чтобы, чужие не смогли своровать боевые методы – об этом говорил Хохан Соке в своем интервью). Мы отправлялись тренироваться к дому сенсея поздно вечером, когда уже было совсем темно, и возвращались от него уже на рассвете (*о том же писал мастер Фунакоси в своих мемуарах).
Еще мы тренировались в ударах по макиваре, по которым должны были бить по возможности более тихо, чтобы не привлекать к себе внимания соседей. По той же причине, когда мы тренировались с бо (шестами), чтобы не было слышно стука (kachi-kachi – стук бо по-окинавски) шеста об шест, мы их концы обвязывали соломой.
Рассказ Тёки Мотобу о том, как он Ukete (что-то типа – превзошёл) своего старшего брата Моtobu Chōyu
Эта история произошла, когда мне было что-то около 20 лет (ок. 1890 г.). Мой самый старший брат Chōyu Motobu (* только старший сын в семье Мотобу получал полную передачу Мотобу Удун (оно же Готэн Тэ, Буси Тэ) от отца. Тёю Мотобу получил ее от своего отца Choshin Motobu, Тёки, будучи только третьим сыном – нет.) вместе со своими друзьями, Kameya и Yabu Kentsū (* ! Тёю Мотобу, Тёки Мотобу и Ябу были ранее учениками другого мастера — Мацумура Сокон, который возможно к тому времени (ок. 1890 г.) уже умер. Мастер Мацумура преподавал совершенное иной стиль каратэ в отличие от мастера Мацумора, см. фразу Тёки выше по тесту: «Его стиль каратэ был совершенно отличен от стиля, которому учил сенсей Итосу». Итосу был учеником Мацумура) отправились к сенсею Мацумора в Томари, чтобы потренироваться. Мастер Мацумора показал им один из своих методов блокирования. Мой брат, со своими друзьями, попытались этот метод повторить, но у них ничего не получалось, несмотря на то, что они тренировались его делать целую неделю.
Наблюдая за ними, я однажды не выдержал, и сказал им: «Я могу это сделать. Спорим на пирожное!». Мой старший брат и его друзья очень разозлись, когда услышали от меня такое. Они сказали: «Мы дадим вам 10 йен, если вы сможете блокировать подобным образом.». Тогда мы все вместе отправились к мастеру Мацумора и я сказал ему: «Мы поспорили о блоке, который вы задали «на дом» разучить моему брату и его друзьям. Я думаю, что сумею его сделать». Затем я продемонстрировал его всем, легко заблокировав атаку.
Maстер Мацумора был весьма удивлен этому. Он спросил меня:
«Как вы этому научились? Я никому из посторонних не показывал этого метода блокирования. У кого вы учитесь?»
«У сенсея Итосу», — я ответил.
«А, я знаю мастера Итосу очень хорошо. Вы можете передать ему приглашение прийти ко мне в гости?», — спросил мастер Мацумора.
«Да, могу», — ответил я.
Через некоторое время после этого мы с мастером Итосу пришли к мастеру Мацумора в гости. Беседуя, мастер Мацумора сказал Итосу:
«Этот молодой человек очень талантлив. У него большие перспективы. Я предлагаю вам обучать его вместе.»
И я стал учеником у сенсея Мацумора. При этом мастер Итосу сказал мне: «Мастер Мацумора во истину великий Буси». Он всегда высоко отзывался о мастерстве Maцумора.
Вот так я выиграл спор у своего старшего брата, и заработал 10 иен (ха-ха).
В реальном бою (Jissen) принцип отражения атаки, типа: сначала блок\захват с помощью одной руки, а потом удар\бросок с помощью другой руки – просто не работает. В реальном бою (Jissen) нужно и парировать, и контратаковать одной и той же рукой одновременно (* принцип Айки). Это должно делаться одним единым движением руки, а не двумя отдельными движениями разными руками (* на это же указывал и мастер Фунакоси: «… метод Seite (когда одна рука делает блок, а другая наносит контрудар) имеет гораздо меньшее значение, чем метод Hente (блок и контрудар одной и той же рукой).») Применение техник в современном кумитэ является лишь имитацией техник, содержащихся в ката каратэ (Today’s kumite is just imitating karate kata.). Такое исполнение техник не работает в реальном поединке (Jissen).
Рассказ Тёки Мотобу о том, как он поразил мастера Мацумора одним (Ippon) ударом в челюсть
Г-н Ryōjin (1873-1936. Музыкант-исполнитель традиционной рюкюской музыки. Глава рода — Dunchi (благородного самурайского семейства)) обратился к Тёки Мотобу с вопросом: «мой отец, г-н Ryōjin Kin, очень часто рассказывал мне о вас, г-н Мотобу – говорил, что вы настоящий Буси, самурай. Отец также рассказывал мне и такую историю, которую ему поведал сам мастер Maцумора: «однажды я с Тёки Мотобу упражнялся в кумитэ, во время которого он смог ударить меня по голове. По моему мнению, Мотобу обладает очень высокими навыками для своего столь юного возраста.». Т.е. сенсей Maцумора имел очень высокое мнение о вас. Вы действительно смогли его ударить?»
Мотобу: «был такой случай. Тогда мне было только 19 лет (ок. 1889 г.). Я отправился вместе с Tamashiro, который раньше работал чиновником в Kariya (Kariya — постпредство клана Сацума, которое располагалось в г. Наха во времена Рюкюского государства), и который занимался борьбой Сумо, к мастеру Мацумора. На той тренировке я практиковался в кумитэ с сенсеем Maцумора. Он в очередной раз атаковал меня. Я заблокировал рукой удар и, в свою очередь, ударил его, попав в челюсть. Удар получился такой силы, что я увидел, как его зубы сразу же окрасились кровью. Я прекратил свою контратаку, отступил назад и сказал: «Прошу прощения, сенсей». Но он ответил: «Прекрасно, но никогда в таких случаях не останавливайтесь, нужно доводить противника до полностью беспомощного состояния». Я был польщен его похвалой. Я никому никогда не рассказывал об этом случае, однако, как-то раз Ябу мне сказал, что ему было известно об этом происшествии.
В те времена был Буси, которого звали Kameya (* как рассказывал Тёки выше по тексту – это был приятель его самого старшего брата — Тёю Мотобу), который жил г. Сюри, в Kubagawa. Он был лет на 10 старше меня, и естественно – опытнее. Я едва успевал блокировать его атаки двумя руками. Он часто побивал меня где-то в мои 18-19 лет, и так продолжалось до 21-22 лет. Но я очень упорно тренировался, и когда мне исполнилось 23 года, ему уже не удавалось одолеть меня.»