22 сентября 1974 г. Сэйкити Уэхара, Сэйтоку Хига, сын Хига — Киёхико, а также некоторые ученики Уэхара вместе с представителями других ветвей додзё Уэхара провели историческую демонстрацию своего искусства под названием «Первое Эмбу Мотобу Удун-ди».
Свое происхождение Мотобу Рю ведет от Мотобу Удун-ди (Motobu Udun-di или Motobu Udundi), стиля БИ, который принадлежал аристократическому семейству Мотобу, передававшегося в нем на протяжении 11 поколений через главных наследников (старших сыновей).
Ирими, в нашем стиле Мотобу Удун ди, означает примерно следующее: «уклонение от атаки противника с помощью входа в «мертвое пространство» противника с одновременным контрвоздействием на него».
Interviews with Respected Elder Bushi, Choki Motobu Regarding Real Self-Defense — (Jissen) Episodes Ryukyu Shimpo, 9, 10, 11 November 1936
Собрание Wakukawa Seiei, Архив префектуры Окинава Перевод с японского Kiko Asai Ferreira Редакция Naoki Motobu и Peter M. Kobos
(Огромное спасибо за перевод с английского Clover)
На волне роста интереса к каратэ, не только на Окинаве, но и за ее пределами, собрались молодые практики этого искусства, как из Нахи, так и из Сюри, чтобы обсудить текущее состояние дел в каратэ. После дебатов они пришли к заключению, что: «каратэ должно стать более эффективным, поэтому необходимо отказаться от всех «небоеспособных» методов в нем». После этого заседания, они пригласили на встречу одного из представителей старшего поколения мастеров каратэ, Тёки Мотобу, который считается самым опытным в навыках реального боя (Jissen). Эта встреча состоялась 7-го месяца (1936 г.) в 8 часов вечера в ресторане Uenorō, находящемся в районе Tsuji* г. Наха (* квартал «красных фонарей»). Молодые мастера хотели расспросить мастера Мотобу об его взглядах на Jissen исходя из его личного опыта. Мастер Мотобу обладает весьма крепким телосложением и совсем не похож на человека, возраст которого уже перевалил за 60 лет.
Среди молодых практиков каратэ, которые пришли на беседу с мастером Тёки Мотобу также были: Chōkei Takamine (* Shorin (Kobayashi) Ryu), Shōshin Nagamine, Angi Uezu из Полицейского департамента г. Нахи, Tarō Shimabukuro (* 1906- ; из Томари; ученик Chotoku Kyan), Ryōsho Kin из Сюри, Ryōkichi Miyazato из Kakinohana и Shichirō Yanagisawa из Департамента образования префектуры Окинава. После того, как молодежь разместилась вокруг почтенного мастера Мотобу началось обсуждение эффективности каратэ. За столом царила оживленная атмосфера, все были очень рады поговорить на тему каратэ со своими коллегами, обучавшимися у различных мастеров. В ходе беседы почтенный мастер Тёки Мотобу даже встал, чтобы самолично продемонстрировать ката, а также показать некоторые методы самообороны от атак своим более молодым партнерам. Пожилой мастер Мотобу с легкостью одолел всех по очередности молодых людей, которые находятся в самом расцвете жизненных сил. Истории о почтенном Буси Тёки Мотобу, приведенные далее, очень интересны. Они рассказывают о его молодости, уличных сражениях, учителях и пр.
Различия между старой версией ката Naihanchi и современной
В старой версии ката Найханти, которую я изучал, когда мне было всего 12-13 лет (ок. 1882 г.), удары были другими. В старые времена удары наносились «плоско» открытыми кистями рук (hirate). Теперь, в современной версии ката Найханти вместо открытых кистей используются удары кулаками (tsuki ken), которые в момент нанесения ударов вращают по своей оси (так называемая «Завинчивающаяся струя воды») так, что в конечной точке тыльные стороны кулаков «смотрят» вверх — в старые времена не было такой манеры «ввинчивания» кулаков в удар. Также в старые времена удары не наносились просто прямо, они направлялись прямо и еще одновременно немного вверх. Я считаю, что эта старая версия ката была от Matsumura из Сюри. Версии ката Найханти сенсея Sakuma* (*Sakuma Pēchin – выдающийся мастер, современник Мацумуры) и сенсея Matsumura ничем не отличались. Они обе являлись старой версией этого ката.
В старые времена нас учили просто отводить руку назад после удара. Теперь же руку после удара отводят к бедру. Такая манера удара нереальна в Jissen (реальном бою). По моему мнению, предварительное отведение руки назад к бедру, чтобы затем выполнить удар, это ненужные затраты времени и сил. Современная манера бить выглядит для меня совершенно непонятной – зачем тратить так много энергии на удар. Я использую только 80% мощности, когда выношу кулак с ударом вперед, зато использую 100% мощности, когда отвожу руку после него обратно. (Iwoulduseonly 80% ofpowerwhenIextendastrikewithmy fist, but 100% of powerwhenIpullitback.)
Я учился у знаменитых мастеров из г. Сюри — Matsumura Sōkon и Сакума (Sakuma Pēchin: глава Сакума — Dunchi (благородного самурайского семейства). В своей книге Watashi no karate-jutsu Тёки Мотобу писал, что у Сакума Петина было прозвище «Сакума-мудрец».) Я также учился у мастера Matsumora Kōsaku из Томари, у Pēchin Kunigami (окинавск. — Kunjan), у Itosu Ankō, а также немного у «Yanbaru» Kunishi из Кумодзи (Kunishi (яп. — Kuniyoshi) Shinkichi). Из всех моих учителей, двое для меня были самыми дорогими, с ними я был ближе и обще эмоционально связан – это были Maцумора из Томари и Сакума из Сюри.
Сенсей Сакума не переставая бранил меня за все время моего обучения у него. Однако, он научил меня гораздо большему по сравнению с другими учителями, хотя, при этом он был редко доволен мною, чаще — ругал. Но именно у него я начал осваивать реальные навыки, а также узнал много нового, занимаясь с ним. И мои первые успехи под его руководством даже вскружили мне голову, я стал смотреть на своих друзей, как на неразумных малых детей (в плане их уровня мастерства в каратэ). Maцумора из Томари выглядел весьма солидно — при росте примерно в 5 футов и 4 дюйма (примерно на 1 дюйм выше, чем я), он весил 159 фунтов. Он походил на огромный кувшин! Его стиль каратэ был совершенно отличен от стиля, которому учил сенсей Итосу. Но стиль каратэ сенсея Мацумора был не менее эффективен по сравнению со стилем Буси Сакума.
Современные мастера каратэ и мастера в древности
Вспоминая мастерство самураев (Буси) прошлого, по моему мнению, среди современных практиков каратэ не найдется им даже близко равных. Теперь нет настоящих Буси (*профессионалов), теперь все просто практики (* любители). Я говорю это искренне — сейчас нет ни одного мастера каратэ (* ! в 1936 г.), который мог бы сравниться по уровню мастерства с мастерами прошлого.