МОТОБУ КЭМПО

Свежие записи

Из книги Марка Бишопа «Zen Kobudo: Mysteries of Okinawan Weaponry and Te», 1996

22 сентября 1974 г. Сэйкити Уэхара, Сэйтоку Хига, сын Хига — Киёхико, а также некоторые ученики Уэхара вместе с представителями других ветвей додзё Уэхара провели историческую демонстрацию своего искусства под названием «Первое Эмбу Мотобу Удун-ди».

Далее »
Из книги Марка Бишопа «Okinawan Karate: Teachers, Styles and Secret Techniques», 1999

Свое происхождение Мотобу Рю ведет от Мотобу Удун-ди (Motobu Udun-di или Motobu Udundi), стиля БИ, который принадлежал аристократическому семейству Мотобу, передававшегося в нем на протяжении 11 поколений через главных наследников (старших сыновей).

Далее »
Ирими в Мотобу Удун ди

Ирими, в нашем стиле Мотобу Удун ди, означает примерно следующее: «уклонение от атаки противника с помощью входа в «мертвое пространство» противника с одновременным контрвоздействием на него».

Далее »

Ирими в Мотобу Удун ди

 

«Не превозмогайте силой врага – используйте его уязвимости»

Сунь Цзы

Луис Торо, Кодокай

(Огромное спасибо за перевод с английского Clover)

(Когда противник (слева) попытался меня ударить, я выполнил Ирими, переместившись в «мертвую зону» для него, с одновременным броском, используя его же инерцию от движения вперёд.)

 

Ирими, в нашем стиле Мотобу Удун ди, означает примерно следующее: «уклонение от атаки противника с помощью входа в «мертвое пространство» противника с одновременным контрвоздействием на него». Это означает, что против атаки применяется стратегия «Защита контрнападением», и это является ключевой концепцией ведения боя в стиле Мотобу Удун ди. Т.о. глубина в навыках Ирими является главным критерием мастерства в нашем БИ.

В то время как в других стилях каратэ Ирими используется только в редких случаях, специализация Мотобу Удун ди на Ирими позволяет действовать против атак настолько надежно и эффективно, что необходимость обязательности выполнения каких-либо блокирующих техник против ударов противника просто отпадает. Т.е. вместо того, чтобы сделать блок против удара противника, а затем нанести контратакующий удар, мы предпочитаем тактику уклонения с контратакой одновременно.

Мотобу Удун ди, будучи стилем БИ, происходящим из глубины веков, по-прежнему сохраняет стратегию «Защита контрнападением», которая возникла еще в эпоху войн, и была разработана для случаев безоружного боя, когда воин лишался или сломал свое оружие. Применять стратегию «Защита контрнападением» стало возможным, как раз благодаря разработке весьма изысканного метода ведения боя – «Ирими». Без навыков в Ирими, утрата оружия в самый разгар битвы, обычно приводила к весьма фатальным последствиям.

Тактика на случай утраты оружия

Уклонение от контакта с оружием противника. При потере или повреждении оружия следует всеми возможными способами избегать контакта тела с оружием противника. Это означает, что вместо того, чтобы пытаться руками противодействовать вооруженному противнику, следует уклониться и поразить его безоружным способом в уязвимую часть тела. В Мотобу Удун ди такая стратегия применяется всегда — даже против невооруженных противников (видео). 

Снижение риска повреждения нашего оружия (рук, предплечий, ног, меча и т.д.) путем избегания контакта с «инструментами» нападения врага (руки, ноги, меч и т.д.). Не отвлекая руки на действия по блокированию, они остаются свободными для немедленного поражения соперника.

Навыки в использовании различного оружия. Те же навыки, которые используются при применении копья могут использоваться и для меча, шеста, нунчаку, кама и прочего оружия. Стратегия «Защита контрнападением» основывается на универсальных базовых принципах работы тела, а не является лишь просто «коллекцией» конкретных техник и приёмов. Навыки в использовании различного оружия позволяют человеку подобрать оружие павшего воина или отобрать его в ходе боя у врага, чтобы использовать для продолжения сражения.

Универсальные базовые принципы работы тела одинаковы, как для ведения боя с оружием, так и без него. Навыки в использовании оружия и навыки ведения боя с пустыми руками, в принципе, основываются на одних и тех же принципах. Достаточно обрести базовые навыки работы тела только в одном виде ведения боя (при условии наличия в нем стратегии «Защита контрнападением»), чтобы познать, как действовать и в других. Т.е. это дает человеку навыки в использовании различных видов оружия, а не только ведения боя пустыми руками.

При учебе следует всегда исходить из предположения, что враг вооружен. Изучаемые базовые методы непременно должны включать действия по уклонению от, прежде всего, вооруженной атаки, с перехватом инициативы, ведущей к захвату контроля над действиями противника. Все техники также должны изучаться исходя из предпосылок того, что противник вооружен. «Дух Меча», навыки работы с оружием или без него должны проявляться во всем, что мы делаем. Если человек на поле боя оказался без оружия, то его следующей целью должно быть отбирание оружия у противника. Нельзя также не учитывать, что отбор оружия у противника является также чрезвычайно рискованным делом. Но, в разгар битвы, в окружении вооруженных врагов, это является единственным вариантом продолжения боя.

Предпосылки для эффективного использования Ирими

Главный критерий для удачного применения Ирими – это грамотный тайминг (стартовый рывок). Момент старта для выполнения Ирими должен быть не позднее, чем начало движения противника по направлению к вам (видео) Это усиливает мощность вашего импульса защитного контрдействия, поскольку он объединяется с импульсом противника, идущего вам на встречу вперёд. Навык в Ирими требует тончайшей мгновенной реакции (* без навыков в Дзансине это просто невозможно сделать), поскольку требуется сокращать расстояние между вами и вашим противником фактически одновременно.

Следующая ситуация иллюстрирует Ирими в Мотобу Удун ди. Мой оппонент попытался нанести мне удар правой рукой. Я уклонился от его удара, выполнив левосторонний Ирими с ударом правой ногою в тот момент, пока он находится примерно ещё в середине фазы выполнения своего удара рукой. Мой удар ногой на встречном движении усилил мощность моего удара, отчего соперник был вынужден согнуться и подставить голову для моего последующего удара-добивания. Я сделаю ему этот удар-добивание правой рукой еще в момент, когда наши тела продолжают по-прежнему двигаться на встречу друг другу.

Поскольку я не делал никаких блоков против его удара, то мои руки были свободны для контратаки. Также обратите внимание, на его попытку заблокировать мой удар. Он делает это слишком поздно, потому что ему в этот момент очень сложно переключиться с атаки на защиту. Это потому, что он был «пойман» в середине атаки, и его продолжает «тащить» инерция от перемещения при атаке вперёд. При этом, он широко «открылся» вследствие мгновенной утраты равновесия (Кудзуси). «Реактивность» Ирими позволяет повергнуть противника менее, чем за секунду. Т.о., Ирими является одним из самых грозных навыков ведения боя!

Еще один пример, иллюстрирующий Ирими. Я выполнил Ирими против удара правой рукой противника. Ирими выполнен левосторонний, с целью входа в «мертвую зону» противника (т.е. так, чтобы у противника не было возможности сделать еще один удар = перехват инициативы в атаке) с одновременным контрударом.

Ирими позволяет контратаковать в то время, когда ваш противник является наиболее уязвимым. Не взирая на то, чем атакует противник – рукой или ногой – его равновесие тела в момент движения является нестабильным (человек не может перемещаться так, чтобы его равновесие оставалось без изменений). Когда противник вовлечен в действие своей атаки, ему очень сложно, тут же на ходу, переключиться на оборонительные действия.

Ирими мгновенен. Бросать противника с помощью Ирими значительно быстрее, чем сначала заблокировать удар противника, а затем производить бросок. Т.е. Ирими делает контратакующее действие очень лаконичным, и фактически – мгновенным, поскольку при Ирими оба партнёра движутся друг другу навстречу. Умение мгновенно расправлять с противником — это важнейший навык при ведении боя, поскольку нападающих может быть сколько угодно. При нападении нескольких противников вы не сможете позволить себе обмен ударами только с одним врагом, другие — не будут вас ждать.

Эффективность Ирими абсолютно не зависит от «габаритов» нападающего. Любой человек, т.е. даже с небольшим весом, способен с помощью Ирими бросать/опрокидывать противников, значительно превышающих его вес. Кроме того, Ирими позволяет уворачиваться от удара, без силового противодействия ему.

Также Ирими позволяет не напороться или порезаться об оружие врага, как это бывает при попытке блокировать вооруженные руки противника своими руками. Переместиться с помощью Ирими в «мертвую зону» противника гораздо безопаснее, чем пытаться блокировать его вооруженные удары. При этом следует исходить из предпосылок того, что любое оружие является потенциально опасным, не зависимо от того, является ли это просто кулаком, ножом, отверткой или мечом.

Ирими — эргономичен. Необходимость сохранять силы важна в при любых сценариях боя. Энергия должна экономиться на защите, чтобы её больше оставалось для атаки.

Почему стили каратэ, в которых есть Ирими, так редки?

Каждый стиль имеет уникальную стратегию и предназначен для конкретных ситуаций. Многое в каратэ изменилось с тех пор, когда оно из БИ стало постепенно превращаться в вид спорта, в котором разрешено использование перчаток, а сам формат и правила соревнований совершенно не подходят для использования Ирими. Конечно, и простые блокировки ударов могут быть надежной защитой.

Еще одним фактором является то, что многие люди считают, что освоить надлежаще Ирими слишком сложно.

Есть и другие мнения людей из иных стилей каратэ, которые рассматривают Ирими из контекста своего собственного стиля, в котором, возможно, используются методы и техники при отсутствии требований по необходимой подвижности и текучести. Определенно, в их стиле отсутствует уникальная стратегия «Защита контрнападением», которая является ключевой в нашем стиле, и на основе которой строится всё наше каратэ. Они недооценивают эффективности Ирими, глядя на него со стороны и считая, что вся его концепция сводится к простому «очень быстрому уходу с пути атакующего». Причем, такой упрощенный взгляд на Ирими есть у очень многих людей.

А ведь, для надлежащего выполнения Ирими требуется очень многое: умение перемещаться с максимальным контролем своего равновесия (и при этом успевать понимать, что происходит с равновесием противника), обладание реактивной скоростью, безупречным Таймингом, умение мгновенно вычислять «мертвую зону» противника, обладание предельной собранностью, способностью «читать» намерения своего врага, а также умение распознавать и использовать его слабости. Т.е. это не просто Тай-сабаки, это целая наука, составными элементами которой являются – состояние ума, движения и техники.

Однажды, мне довелось наблюдать за демонстрацией мастеров, которые называли себя практиками Мотобу Удун ди. Мне показалось что то, что они показывали не имело ничего общего с Мотобу Удун ди. Я решил уточнить этот вопрос у мастера Такамияги (Takamiyagi Tetsuo), и он то же сказал: «Это не Мотобу Удун ди. У нас тактика действий всегда строится на Ирими».

Т.е. вся техника, которую бы мы ни применяли, всегда выполняется на основе Ирими. Любые удары руками или ногами, броски и опрокидывания, удержания либо навыки владения оружием — все это применяется с Ирими. Такова главенствующая стратегия в Мотобу Удун ди.

В свои 80 лет сенсей Тайра (Taira) способен действовать с элегантностью танцора. Его Тайминг и Углы входов (Ирими) — безупречны, он способен бросать соперников почти в 2 раза тяжелее его одним легким движением (Кудзуси) руки. Он легко меня побеждал (несмотря на мои 25 лет практики каратэ), причем он был почти вдвое старше меня. Это убедило меня заняться Мотобу Удун ди. И я никогда не пожалел об этом.