22 сентября 1974 г. Сэйкити Уэхара, Сэйтоку Хига, сын Хига — Киёхико, а также некоторые ученики Уэхара вместе с представителями других ветвей додзё Уэхара провели историческую демонстрацию своего искусства под названием «Первое Эмбу Мотобу Удун-ди».
Свое происхождение Мотобу Рю ведет от Мотобу Удун-ди (Motobu Udun-di или Motobu Udundi), стиля БИ, который принадлежал аристократическому семейству Мотобу, передававшегося в нем на протяжении 11 поколений через главных наследников (старших сыновей).
Ирими, в нашем стиле Мотобу Удун ди, означает примерно следующее: «уклонение от атаки противника с помощью входа в «мертвое пространство» противника с одновременным контрвоздействием на него».
(Огромное спасибо за перевод с английского Clover)
Когда родился Сэйкити Уэхара, в 1904 г., Гитину Фунакоси, популяризатору каратэ в Японии, было уже 36 лет. Прошло всего 22 года, как Дзигоро Кано, в расцвете своих сил (в 44 года), создал дзюдо. Япония пребывала в начале роста националистических настроений, а мир еще не познал трагедий мировых войн 20 в.
С юности Сэйкити Уэхара посчастливилось стать учеником Тёю Мотобу, благодаря которому ему удалось изучить один из самых странных видов окинавских БИ. Воспоминания Уэхара являются бесценным сокровищем для всех будока.
Нельзя также не отметить тот замечательный факт, что, будучи в весьма преклонном возрасте, сэнсэй Уэхара находится в великолепной физической форме, которая позволяет ему продолжать не только свою практику, но и обучать учеников. Сенсей Уэхара продолжает участвовать в публичных демонстрациях своего искусства, и был объявлен императором «Живым достоянием Японии». Т.о., его личность является священной и неприкосновенной, и любой житель страны «Восходящего солнца» обязан уважать его и содействовать ему во всем.
Мы очень рады тому, что Великий мастер Сэйкити Уэхара стал записывать на видео Мотобу Удун-ди, чтобы люди могли иметь представление об этом стиле и учиться ему. На этих видео мы сможем увидеть, как всевозможные безоружные методы ведения боя в Мотобу Удун-ди, так и с различным оружием.
Нам повезло присутствовать на одной из демонстраций сенсея Уэхара, которую записывали на видео. Нас поразило его чувство Тайминга, а также минимализм затрат энергии при выполнении действий.
При этом также было невозможно остаться безучастным к его шарму доброжелательности, сенсей Уэхара постоянно излучал улыбки и когда сам выполнял движения, и когда правил ошибки у учеников. Мы видели много раз за время съемки, как сенсей ответственно относится к практике учеников. Как игнорируя камеру и техническое оборудование, разъяснял ученикам какие они совершают ошибки, причем терпеливо дожидался того, чтобы они сделали все правильно.
Во время поединков Сенсей являет поразительное чувство спокойствия. Когда вы намереваетесь атаковать его, то невозможно не заметить его «странного» взгляда — он не выражает ничего — есть полное ощущение, что этот человек находится за пределами добра и зла, и нет ничего, чтобы его в этот момент волновало. И вы понимаете, что ему «все равно», что он опытен и будет действовать против вас, как угодно ему, а не вам, поэтому вам остается только отойти от него с извиняющейся улыбкой. Но как только поединок завершен его взгляд вновь теплеет, одаряя окружающих чувством комфорта и уверенности, т.е. теми ощущениями, которые можно назвать человеколюбием.
ИНТЕРВЬЮ С СЕНСЕЕМ СЭЙКИТИ УЭХАРА
Сенсей, когда вы начали изучать Мотобу Удун-ди?
В эпоху Тайсё, с июля 1915 г. я начал заниматься у мастера Тёю Мотобу. Тогда я был маленьким наглым мальчишкой, который очень хотел научиться драться, поэтому я упросил великого мастера взять меня в ученики. Я думал, что все будет легко и быстро, и я начал тренироваться с огромным энтузиазмом и рвением, изо всех сил пытаясь заслужить похвалу у своего учителя. Но он не торопился меня хвалить, давая понять, что изучение БИ это гораздо сложнее, чем мне это представляется, что это требует терпения, усердия и самоотверженности.
Через полгода моих занятий, сенсей дал мне понять, что ожидает от меня нечто большего. Он подошел ко мне и спросил, собираюсь ли я серьезно изучать БИ и готов ли я во всем слушаться его. Я был очень удивлен его вопросам, но ответил, что – да, мол — готов. Я был очень горд тому, что мой учитель обратил на меня особое внимание, потому что это означало, что он все это время наблюдал за мной, и, наконец-то оценил мои способности.
После этого разговора мои тренировки стали более тяжелыми. Упражнения становились все сложнее и сложнее, а сенсей становился все требовательнее и требовательнее. Но мой дух поддерживала мысль о том, что мой сенсей учил меня и относился ко мне, как к приемному сыну, и такое отношение очень вдохновляло меня.
Я начал учиться, когда мне было 12 лет, но только в 17 лет я приступил к изучению стилевых методов Мотобу Удун-ди. Зато, за эти 5 лет подготовительной работы, я наконец-то уразумел, что практика БИ — это чрезвычайно сложное дело, которое требует постоянных усилий над собой.
Первые 5 лет я изучал только отдельные техники, например, практиковался в ударах руками (ладонями) и ногами. Методы ударов являются одним из наиважнейших разделов в Мотобу Удун-ди, поэтому сенсей настаивал на тщательнейшем изучении различных принципов удара. Также я изучал различные вариации нанесения ударов, например, такие, как Тоби-гери, а также изучал стратегию перемещений, причем не только при атаке одного нападающего, но и при множестве противников. В принципе стратегия перемещений и является ключевой характеристикой нашего стиля.
Мой сенсей также указывал, что в своей подготовке важнее упражняться на двигающемся противнике, чем на неподвижной макиваре. Он постоянно повторял: «враги не будут нападать стоя на месте, все они будут постоянно перемещаться». Поэтому мы должны учиться на практике в движении парировать атаки противников с любых сторон и дистанций. Когда я стал тренироваться в паре с сенсеем, то обнаружил, что он действует, как «мягкий поглотитель» (* принцип Дзю/Айки/Цинна). Всю мою инерцию при ударах он перехватывал, а затем перенаправлял ее против меня же. Сенсей обладал неимоверным мастерством, его навыки были чрезвычайно эффективными.
В общем, в течение первых 5 лет я занимался только освоением всевозможных методов ударов и перемещений. Занимались мы обычно около старого кладбища, поскольку это было очень тихое место, куда люди редко наведывались.
А что вам особенно запомнилось во время этих тренировок?
Когда мне исполнилось примерно лет 20, сенсей дополнил мою практику тренировками на пляже… зимой. Я заходил в воду до глубины примерно по шею, и старался выдерживать стойку под напором движения волн. Я смотрел на горизонт, на просторы океана, я пел и кричал. Волны соленой воды часто захлестывали мне рот, а тело цепенело от холода. Я занимался такой практикой 3 раза в неделю, чаще было нельзя, потому, что это является большим стрессом для системы кровообращения. Мои тренировки в ледяной воде длились в течение ноября-января, иногда — в феврале.
В первый раз, когда я полез в воду, я не снял шарф, повязанный вокруг шеи. Когда я вышел из воды, то сенсей указал мне на него, заявив, что я должен относиться к этой тренировке более серьезно и с большей самоотверженностью. Так, что я стал снимать шарф перед заходом в воду. Как мне кажется, практика в ледяной воде очень закалила меня, и в последствии, даже дожив до своих 93 лет, я никогда не болел простудами, я нахожусь в прекрасном физическом состоянии и до сих пор тренирую учеников. Конечно же, это также является результатом моих ежедневных тренировок в будзюцу, а также фактом того, что я добросовестно следовал указам и советам моего учителя (по тексту Уэхара называет его «хозяином»).
И до какого возраста вы планируете сами обучать учеников?
Я надеюсь продолжать обучать учеников пока мне не исполнится 100 лет, чтобы, т.о. передать все наследие моего учителя, как можно более молодым поколениям учеников. Если я это смогу, и имя моего учителя станет известным во всём мире, то думаю без сомнения, он бы не осудил меня.
Поэтому я официально заявляю своим ученикам, а также мастерам других видов БИ, которые проявляют интерес к Мотобу Удун-ди, что этот стиль больше не является закрытым от общественности. Это заявляю я – обладатель полной передачи Мотобу Удун-ди от его предыдущего ее обладателя – мастера Тёю Мотобу. Отныне, всем кто пожелает изучать это искусство должны быть открыты все стратегии, методы и техники Мотобу Удун-ди.
Одной из главных стратегий в Мутобу Удун-ди является лаконизм: повержение врага одним законченным действием. Этот принцип сильно отличает Мотобу Удун-ди от спортивных стилей, в которых защита выполняется обычно в виде нескольких последовательных действий (* сначала одной рукой блок, потом другой — удар/захват/бросок и т.п. из 2-3-4 и даже 5 действий). Может ли такая «многоходовка» быть эффективной в реальном бою?
Мой учитель в стратегии действий подчеркивал особую важность краткости парирования атаки. Он говорил мне, что защитное действие в Мотобу Удун-ди — должно быть в прямом смысле — сразу убийственным. А если первое же контрдействие имеет целью, в буквальном смысле, убить атакующего, то применять Мотобу Удун-ди можно лишь в случаях действительной необходимости защиты своей жизни или членов своей семьи.
Когда человек начинает изучать БИ, он еще не способен понять глубинный смысл Бусидо. Для этого требуется долгий период осмысления. Через практику и самодисциплину человек обретает понимание его определенных критериев. Так что посредством практики будзюцу человек постепенно приходит к своему более профессиональному пути.
Практика будзюцу – хорошее дело, однако занимаясь им нельзя игнорировать другие аспекты жизни, например, хорошие взаимоотношения с людьми и заботу о семье.
Начинающие практики часто любят порассуждать на темы эффективности различных методов, действий, стилей и прочих характеристик БИ. Что касается меня, то я очень быстро вникаю, что на самом деле является серьезным, а что — нет, потому что прожил уже долгую жизнь и видел в ней многое, и сам прошел через очень разные этапы в своем ученичестве в БИ. Я считаю очень важным, чтобы люди не бездумно подходили к вопросу выбора своего учителя. Самому мне в этом отношении просто несказанно повезло, у меня был великий мастер (Тёю Мотобу). После того, как вы найдете своего учителя, просто доверьтесь ему — следуйте его указаниям и практикуйтесь ежедневно.
Меня беспокоит в последнее время факт того, что мастера каратэ умирают в достаточно молодом возрасте. Раньше такие смерти происходили значительно реже. По моему мнению, это является результатом неправильной практики. Обучение БИ должно не разрушать здоровье, а наоборот, укреплять его. Я думаю, как правило, главным разрушителем здоровья становятся чрезмерные физические нагрузки, а также неразумное количество времени ежедневных тренировок… В результате множество людей заболевают артритом или имеют иные проблемы со здоровьем.
В прошлом практика БИ включала множество специальных упражнений для улучшения физического состояния тела. И особенно уделялось внимание состоянию спины. Делались различные упражнения на гибкость и на «вытягивание» позвоночника, например, мы делали вдох с подъемом рук вверх, стараясь максимально вытянуться, а затем опускали руки вниз вместе с выдохом Умение сохранять ритм естественности дыхания является очень важной составной в практике будзюцу. В Мотобу Удун-ди также есть так называемые методы Tinu Mutu*. (*stretching/breathing training set called Tinu Mutu — «Дыхание с растяжкой тела» по типу Тайдзицуань… видео Мотобу Удун-ди в инете нет, но, например, в Синтайдо: ката TenshingosoDai, Еiko.). Этот тип упражнений является не только хорошей подготовительной базой для техник каратэ, но и средством для укрепления здоровья практиков будзюцу.
С таким разнообразием школ каратэ сейчас — какие рекомендации вы могли бы дать молодым ученикам?
Первое и самое важное, как я уже говорил, это выбрать хорошего учителя. С хорошим учителем гарантирована хорошая техника.
Чтобы вы могли еще порекомендовать молодым ученикам?
Как мне кажется, что было бы хорошо, если бы люди почаще искали возможности потренироваться на открытом воздухе, особенно на берегу моря. Чистый воздух и морской ветер, содержащий минералы, такие, как йод и прочие полезные микроэлементы, отлично подходят для укрепления здоровья. Практики должны больше уделять внимания тренировке ощущений своего баланса, для чего они должны делать такие упражнения, как ходьба спиной вперед, на цыпочках или каким-то другим иным способом, чем обычно. Такие упражнения, как, например, Ushiro-Ukemi позволяют развивать не просто свою ловкость, но и возможности в контроле баланса, который находится в Танден.
Что касается меня, то я, по крайней мере один раз в неделю, занимаюсь упражнениями специально для укрепления здоровья.
Сенсей, вы демонстрируете очень энергичные и пластичные телодвижения. Это является весьма удивительным фактом для человека в столь почтенном возрасте, в котором вы находитесь. Но вы не просто находитесь в отличной физической форме, но и демонстрируемые вами техники поражают безошибочным Таймингом и беспроигрышностью их исполнения. В чем заключается ваш секрет сохранения такого уровня мастерства?
Мне просто повезло в жизни, я занимался у многих великих мастеров с исключительным природным талантом в будзюцу. Я также занимался у многих великих людей, которые не имели таких талантов, но своим трудом в конце концов достигли высочайшего уровня мастерства в будзюцу. Поэтому, по моему мнению, уровень достигнутого мастерства в сущности является результатом стараний, преданности делу и способности жертвовать, т.е. каждый из нас своим трудом способен достичь любых самых высоких целей. Ежедневные тренировки, чтобы развить свои технические навыки, поиски повышения скорости действий, а вместе с этим и своей мощи, вот то, что со временем позволяет познать будзюцу, а с ним и Бусидо.
Сенсей, а расскажите о своих привычках в повседневной жизни?
Обычно я встаю примерно в пол пятого утра. Городской воздух всегда не очень свежий, но после ночи он наименее загрязнен. Я поднимаюсь на крышу своего дома, чтобы поупражняться на утреннем воздухе. Так я упражняюсь каждое утро, ну, а после тренировки люблю попить «живого» (* марки домашнего/нефильтрованного) пива. Тут важно понимать, что любые консерванты вредны для здоровья, поэтому лучше избегать любые ненатуральные напитки. Кроме натурального пива, я люблю пить свежеотжатый апельсиновый сок. Натуральное пиво и соки хорошо пить после тренировки, потому что они помогут очистить организм от токсинов, которые концентрируются в нем вследствие усиленного потоотделения во время занятий.
А какие алкогольные напитки кроме пива вы еще употребляете?
Когда был помоложе, то иногда пил немного натурального бренди. Натуральные марки бренди имеют в своем составе более чистые спирты. Я делал глоток, и некоторое время удерживал бренди во рту, прежде чем проглотить. Но это было раньше, теперь я чувствую, что натуральное пиво для меня лучше, я после него чувствую себя лучше.
Какие бы вы еще порекомендовали упражнения для учеников?
Пробежки по пляжу. Кроме насыщения организма чистым воздухом, они еще и хорошо тренируют. Бегать по песку нелегко, поэтому это упражнение кроме физической выносливости также развивает истинную силу воли. Ну, и здоровье, это отличное упражнения как для тела, так и для духа.
И самая последняя ваша рекомендация для молодых учеников?
Максимально стараться при обучении, и помнить о том, что будзюцу это гораздо большее, чем просто техника. Это то, что способно корректировать личность.
Большое спасибо вам сенсей.
**************************** Ученики, получившие даны от Seikichi Uehara: